
История этого альбома самая печальная, потому что половину работы над ним
уже делали после трагедии в Юрмале.
Из-за более плотного, чем раньше, гастрольного графика, возможность записать
материал была для нового альбома была теперь только во время летнего отпуска,
который Цой проводил в Юрмале. В 90 году летом они приехали туда вдвоем с
Каспаряном и начали записывать демо-версию нового альбома, привезя с собой свою
портостудию, усилители и инструменты. Туда они приехали всего с двумя-тремя
готовыми вещами. Большая часть песен была написана Виктором прямо на месте – в
частности, «Когда Твоя Девушка Больна», и «Кукушка», которая вообще считается
последней песней, написанной Цоем.
За месяц с небольшим черновик альбома был закончен. Как вспоминает Каспарян,
эту демо-запись доделывали со страшной ленью и неохотой, и Цою приходилось два
раза переписывать голос.
После этого Цой отдал пленку Каспаряну, и тот выехал в Ленинград.. Через два
дня произошла автокатастрофа. Этот последний альбом музыканты доделывали уже
без Виктора, на студии ВПТО «Видеофильм». Они заново записали все треки,
наложив голос из демо-записи, стараясь ничего не переделывать, а сохранить
звук.
Винил «Чёрного Альбома» напечатали полумиллионным тиражом во Франции, в
компании «Метадиджитал». Впервые в истории советской звукозаписи пластинку
удалось напечатать в обход «Мелодии» Первый тираж начали продавать 12 января
1991 года в Московском дворце молодежи. Цена диска – 25 рублей – была
заоблачной для того времени. За это покупатель получал винил, пакет и плакат
группы КИНО в одной из двух версий, на одной из которых был напечатан текст
неопубликованной песни «Вопрос».
С этим альбомом, пожалуй, было связано больше всего скандалов – ведь
популярность группы тогда переросла в мерзкий культ, на котором многие хотели
нажиться. Например, за презентацию пластинки с фанатов сдирали по полторы сотни,
а вскоре по стране стали продавать винилы без бонусов. Десять тысяч дисков были
украдены с завода, и пошли в народ.
Кроме того, кто-то пустил слух, что кассета с демо-записью была найдена в
машине, на которой Виктор разбился. Музыканты КИНО опровергли это. Позднее
выйдет в дискографии КИНО и сама демо-запись – после гибели Цоя стали издавать
все – от неудачных проб записи до кусков недосочиненных песен. Все это имеет ценность
часто больше познавательную .потому что помогает понять, как работала группа
КИНО и Цой со своими песнями. Хотя мне например, нравятся многие песни из тех
что по разным причинам не вошли в альбомы. К ним относятся и не вошедшие в
«Чёрный Альбом» Сосны На Морском Берегу.
Если говорить о тематике текстов с этого альбома, то в ней отчетливо проступает
усталость.
Если в двух предыдущих альбомах основная метафора – это «бой», то здесь больше
преобладает безотчетная тоска, неясные предчувствия, размышления о дальнейшем
своем пути. Я думаю, что в этот момент Виктор стоял на очередном распутье и нас
явно ждал новый поворот его творческого пути. Человек, обладающий такой
интуицией, не мог не чувствовать, что грядут радикальные перемены во всем – от
общественного строя до музыки, и он начал задумываться, что будет дальше. Я
абсолютно не верю в то, что он ушел, потому что другого пути у него не было.
|